Эпопея с счет-фактурными изменениями началась еще в прошлом году, когда наше Правительство разрешило организациям принимать к вычету суммы НДС по авансам, дабы увеличить активы компании в период кризиса. Принятый 26 ноября 2008 года закон № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» также обязал налогоплательщиков выставлять авансовые счета-фактуры.
В результате, в ст. 169 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) появился ряд изменений, касающийся счетов-фактур на аванс. Но хочется напомнить, что помимо ст. 169 НК РФ порядок составления и оформления счетов-фактур также регулируется и постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. А вот как раз в это постановление изменения долгое время и не вносились, в результате чего возникала неразбериха и множество вопросов у налогоплательщиков.
Правительство, заботясь о бизнесе, решило устранить эту проблему и почти через пол года, 26 мая 2009 года, приняло Постановление N 451 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года N 914» (далее постановление N 451), которое внесло долгожданные поправки в постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее постановление N 914).
Одним из самых важных и «страшных» изменений в постановлении № 914 явилось то, что с 9 июня 2009 года в строке 2 счета-фактуры теперь необходимо указывать полное и сокращенное наименование организации-продавца.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Именно полное И сокращенное наименование.
До внесения «злополучных» изменений налогоплательщики в данной строке указывали либо полное, либо сокращенное наименование продавца по своему усмотрению.
При изучении вносимых изменений почти у всех возникла первая мысль о том, что просто допущена опечатка и у организаций по-прежнему есть выбор: указывать полное или сокращенное наименование. В частности, в пользу опечатки свидетельствует и то, что порядок отражения аналогичных данных о покупателе (строка 6) остался прежним. По строке 6 следует, как и раньше, указывать одно из двух наименований покупателя – полное или сокращенное.
Тем не менее, в отделе косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России посоветовали буквально следовать новой редакции Правил. То есть указывать оба наименования продавца — как полное, так и сокращенное. Чиновники Минфина объяснили, что это совсем не опечатка, и данные поправки внесены для того, чтобы организации не могли писать в строке 2 только сокращенную «абракадабру».
Счета-фактуры, выставленные до 9 июня 2009 года, в Минфине еще разрешили принимать и с одним названием, а вот после 9 июня - уже нет. Осчастливленные таким поворотом событий налоговики на местах уже готовы «кошмарить» бизнес новым способом. По информации, разлетевшейся в сети Интернет, в УФНС по Новгородской области и Пермскому краю собираются отказывать в вычете из-за того, что указано одно наименование. А в УФНС Иркутской области попросят представить «уточненные» счета-фактуры, где будут указаны оба наименования. Два названия будут требовать и в УФНС по Мурманской, Челябинской, Орловской, Тюменской, Ярославской, Тамбовской, Брянской, Кировской областям и Хабаровскому краю. И главный аргумент инспекторов этих управлений один – «потому что так написано, а значит так правильно».
В управлениях по Калужской, Рязанской, Тверской, Ульяновской, Ивановской и Курганской областям пока решили не отказывать в вычете, так как считают, что наименование компании – это второстепенный реквизит. А в Волгоградской, Воронежской и Костромской областях не откажут в вычете из-за счета-фактуры с одним названием компаниям, которые довольно известны в регионе и зарекомендовали себя как добросовестные налогоплательщики.
Попробуем оценить законность требования указывать два наименования компании
В соответствии со ст. 1473 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) юридические лица должны иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Обратите внимание – вправе иметь, но абсолютно не обязаны! Таким образом получается, что требование чиновников указывать сокращенное наименование противоречит ГК РФ и является незаконным. Так что же делать компаниям, у которых нет сокращенного наименования? Ответ один – ждать официальных разъяснений. А пока они не появятся, организация в строке 2 счета-фактуры должна указывать только полное наименование в соответствии с Уставом. А в случае необоснованных придирок со стороны налоговых органов, в доказательство своей правоты организации могут предоставить Устав, где зарегистрировано только полное наименование.
Но, по всей видимости, в сложившейся ситуации вопрос с компаниями с одним наименованием является самым простым и понятным. Особые же сложности возникнут в случае, когда контрагент предоставит счет-фактуру с указанием только одного наименования. Чиновники Минфина и большинство налоговиков однозначны в своих предварительных (ни на чем не основанных) выводах – вычет по такому счету-фактуре получить будет НЕЛЬЗЯ.
Причем абсолютно не имеет значение, указано только одно полное наименование или только одно сокращенное. Поэтому будьте внимательны, и до официальных разъяснений Минфина старайтесь требовать со своих контрагентов правильный счет-фактуру с учетом новых изменений. Конечно же, это принесет ряд сложностей, но в период кризиса у компаний просто нет возможности пренебрегать указаниям Правительства, так как дальнейшие разбирательства с налоговой принесут не только массу неприятностей, но и потребуют больших денежных вложений.
Еще одна ситуация, которая возникнет в связи с принятыми изменениями, просто абсурдна. У многих организаций полное и сокращенное наименование почти не отличаются. Допустим, полное – Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка», а сокращенное – ООО «Ромашка». В результате получается смешная ситуация
|